Контроль трещиностойкости изделий и конструкций из клееной древесины. (Начало)
Для обеспечения надежной работы конструкций зданий и сооружений в течение всего срока службы, а также для своевременного предотвращения аварийных ситуаций, возникающих вследствие действия различных эксплуатационных факторов, необходим постоянный контроль прочностных и деформационных параметров, который невозможен без учета процессов, протекающих в элементах во время эксплуатации. Одним из таких процессов является зарождение и развитие трещин, имеющих чаще всего или технологическое, или силовое происхождение.
Описать в полной мере поведение материалов с дефектами и повреждениями под нагрузкой, используя лишь классическую теорию упругости, невозможно [1], поэтому в последние несколько десятилетий бурное развитие получила механика разрушения (МР) – наука, изучающая формирование и развитие трещин в конструкционных материалах при различных условиях нагружения.
Основными характеристиками, на которые опирается механика разрушения, являются коэффициент интенсивности напряжений и интенсивность освобождения энергии.
Коэффициент интенсивности напряжений (КИН), K, описывает поле напряжений в вершине трещины и определяется по формуле
где Y – коэффициент (К-тарировка), зависящий от геометрических характеристик тела и трещины; а – длина трещины; s – нормальные напряжения, вызванные внешней нагрузкой.
Интенсивность освобождения энергии, G, характеризует приращение упругой энергии, необходимой для увеличения длины трещины на единицу.
где Е – модуль Юнга.
Согласно механике разрушения в конструкции произойдет неустойчивый рост трещины, если какая-либо из перечисленных выше характеристик достигнет своего критического значения, т.е.
Значения , являются параметрами, характеризующими способность материала сопротивляться трещинообразованию (т.е. трещиностойкость), и определяются экспериментально.
Раскрытие трещины в зависимости от направления перемещения ее берегов может произойти по трем схемам (моделям) (рис. 1) [1]. На практике конструкции, в том числе и строительные, как правило, разрушаются от совместного действия нормальных и касательных напряжений, т.е. по смешанной модели (I + II).
В последние годы многие базовые принципы механики разрушения успешно применены к металлическим и бетонным конструкциям, в результате чего в нашей стране вышел целый ряд нормативных документов: ГОСТ 25.506-85 (Методы механических испытаний материалов. Определение характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении); ГОСТ 29167 (Бетоны. Методы определения характеристик трещиностойкости (вязкости разрушения) при статическом нагружении). Аналогичные нормативные документы появились и за рубежом [3, 4, 5]. Что же касается древесины (как цельной, так и клееной), в России подобных документов до сих пор нет, а за рубежом предложены лишь проекты для цельной древесины. Отсутствуют также какие-либо стандартизованные методики для контроля параметров трещиностойкости цельной и клееной древесины и, как следствие, нет достаточного количества данных по различным породам древесины для нормирования этого параметра.
Вас интересуют новые технологии строительства? Главные преимущества новейшего материала, с помощью кот...
Наши новости
2024-07-22 Размещена статья: "Изменение состояния несущих кирпичных стен при их эксплуатации (4)". 2024-07-15 Размещена статья: "Реализация объектно ориентированной организационно-управленческой модели крупной строительной компании – залог ее многолетней успешной деятельности на рынке. (1)". 2024-07-08 Обновлены статьи. Добавлена "". 2024-07-01 Добавлена статья: "Строительство транспортной инфраструктуры г. Сочи и ее качество (I)". 2024-06-24 Размещена статья: "Интерьер кухни в английском деревенском стиле (Окончание)". 2024-06-17 Читайте новую статью "Экологизация и интеллектуализация городской среды обитания. (Часть 3)". 2024-06-10 Обновлены статьи. Добавлена "АРХИТЕКТУРА — ТЕХНОЛОГИЯ… (Начало)". 2024-06-03 Читайте новую статью "Технологическая линия по производству гипсовых перегородочных плит (II)". 2024-05-27 На сайте новая статья - "Строительство транспортной инфраструктуры г. Сочи и ее качество (III)". 2024-05-20 Размещена статья: "Вихревые гидрокавитационные установки - путь к энергоосбережению и повышению качества строительных материалов. Часть 2".